Выплата неработающим трудоспособным лицам осуществляющим уход

Компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособными гражданами

Какой размер выплат по уходу за инвалидами предусмотрен российским законодательством?

Размер ежемесячной компенсационной выплаты в связи с осуществлением ухода за нетрудоспособным составляет:

  • неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, — 1200 рублей в месяц;
  • неработающему трудоспособному родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, — 5500 рублей в месяц;
  • выплаты по уходу за неработающими инвалидами трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, — 1200 рублей в месяц.

Размер ежемесячных выплат по уходу за инвалидами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, применяемый в указанных районах (местностях) при определении размеров пенсий.

Ежемесячные выплаты по уходу за нетрудоспособными производятся к установленной нетрудоспособному гражданину пенсии в течение всего периода осуществления ухода за ним.

Если в период начисления ежемесячной компенсационной выплаты, назначенной в связи с осуществлением ухода за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы, меняется категория получателя выплаты [был родитель (усыновитель) или опекун (попечитель), а стало другое лицо, либо наоборот], производится перерасчет размера компенсационной выплаты (было 5500 рублей в месяц, а устанавливается 1200 рублей в месяц, либо наоборот).

Девушка и пожилой человек на прогулке

Если требуется перерасчет в сторону уменьшения размера компенсационной выплаты, он производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором изменились обстоятельства, влекущие за собой перерасчет. При возникновении обстоятельств, влекущих перерасчет в сторону увеличения размера компенсационной выплаты, он производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление лица, осуществляющего уход, о перерасчете.

Перерасчет ежемесячной выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами производится на основании заявления и документов, подтверждающих основание перерасчета. Заявление о перерасчете рассматривается уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней со дня его приема, по итогам чего выносится решение о перерасчете либо об отказе в перерасчете (с указанием мотивов отказа и порядка обжалования).

К лицам, которые хотят заниматься оплачиваемым из бюджета уходом за гражданами с ограниченными возможностями или пенсионерами, предъявляются следующие требования:

  • Гражданство России.
  • Возраст – начиная от 14 лет и до времени выхода на пенсию (для 2019 года этот показатель составляет 60,5 лет для мужчин и 55,5 – для женщин).
  • Отсутствие работы и других источников финансовых поступлений (например, пособий из Центра занятости). Выплаты по уходу рассматриваются как компенсация ухаживающему лицу за возможную потерю дохода в другом месте, поэтому они не могут совмещаться с пенсией и другими денежными выплатами. Исключение составляет только стипендия в вузах, и законом разрешается начисление компенсации студентам-попечителям.
  • Отсутствие инвалидности или заболеваний, мешающих выполнению обязанностей.

Для оформления социального опекунства необязательно быть родственником подопечного – стать сиделкой пожилой бабушки или помощником лица с ограниченными возможностями может любой человек, соответствующий предъявляемым требованиям. Гражданин, официально оформивший уход за нетрудоспособным инвалидом или пенсионером, имеет обязанности перед ним.

Сюда входят:

  • уборка квартиры;
  • приобретение продуктов питания и других необходимых товаров (здесь и в следующем пункте это делается на средства подопечного);
  • оплата счетов за коммунальные услуги и другие платежи;
  • содействие в проведении гигиенических процедур;
  • запись подопечного к врачу, контроль за своевременностью приема лекарственных средств и проведением других медицинских процедур;
  • мониторинг состояния здоровья (фиксация данных по давлению и др.).

Основными законодательными актами, рассматривающими вопросы оформления присмотра и оплаты за эту услугу, являются:

  • Указ Президента РФ №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» от 26.12.2006. Здесь содержится базовая часть по назначению помощи пожилым людям и лицам с инвалидностью.
  • Постановление Правительства Российской Федерации №1287 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» от 30.10.2018. Этот законодательный документ дополняет предыдущий Указ и вносит в него ряд уточнений.

Российским законодательством предусмотрены два варианта субсидий лицам, занятых присмотром. Это может быть:

  • Оплата в виде компенсации. Ее получает подопечный пенсионер или инвалид вместе со своей пенсией и самостоятельно рассчитывается со своим помощником.
  • Ежемесячная выплата. От первого варианта она отличается тем, что начисляется непосредственно тому, кто оказывает помощь.

К категории лиц, которым по закону положены помощники для ухода, относятся:

  • Инвалиды 1 группы. В зависимости от того, имеет ли подопечное лицо ограниченные возможности с самого детства или они были получены позднее, меняется принцип оплаты. В первом случае, помощнику назначается выплата раз в месяц (но она будет начисляется лицу, за которым ведется уход), во втором – ему самому будут перечислять компенсацию.
  • Пенсионеры по возрасту, которым медкомиссией определена необходимость ухода (для 2019 года возрастные рамки: от 55,5 до 80 лет у женщин, от 60,5 до 80 – у мужчин). Для такого попечителя, предусмотрена оплата компенсационного характера.
  • Граждане, достигшие 80 лет и старше. Для тех, кто официально оформляет помощь такому человеку, полагается компенсационная оплата.

Размер выплаты (без разницы, является она компенсационной или денежной) имеет следующие особенности:

  • Присмотр за ребенком-инвалидом оплачивается в размере 5 500 рублей в месяц, если этим занят один из родителей или опекун.
  • Для иных ситуаций, выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход, составляет 1200 рублей (без прочих доплат, надбавок и льгот).

Кроме получения оплаты, присмотр за престарелыми или инвалидами увеличивает трудовой стаж попечителя и количество его индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК). Каждый год, затраченный на присмотр за подопечным, приносит 1,8 балла.

Стаж по уходу за пожилым лицом старше 80 лет будет учтен попечителю при оформлении пенсии по старости, только если этот срок не начинает и не заканчивает трудовую биографию.

Какие изменения вступили в силу с 9 ноября 2018 года

Постановление Правительства РФ № 1287 корректирует правила начисления:

  • Компенсационных выплат по присмотру за лицами с ограниченными возможностями (кроме тех, кто имеет инвалидность с детского возраста). Сюда же входит патронаж над пожилым человеком – лицом от 80 лет или пенсионером, нуждающемся в присмотре по медицинским показаниям.
  • Ежемесячной оплаты ухода за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы.

Законодательные изменения затрагивают порядок предоставления документов. До вступления в силу Постановления № 1287 оформить попечительство с оплатой из бюджета за эту услугу можно было подтвердив факт отсутствия работы. Для этого требовалось предъявить в ПФР свою трудовую книжку. По новым правилам, необходимость в ее предоставлении отпадает – все данные о работе кандидата в попечители уже есть в базе Пенсионного фонда.

Чтобы начать получать госвыплаты за услуги по уходу, необходимо

  1. Получить письменное подтверждение от подопечного о его согласии на присмотр. Если это лицо признано недееспособным, то подпись должен поставить его официальный представитель.
  2. Составить заявление в ПФР. Там необходимо указать личные данные попечителя (фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес регистрации, контактный телефон). В заявлении требуется упомянуть об отсутствии работы и сформулировать просьбу об оформлении платежей за услуги по присмотру.
  3. Посетить ПФР вместе с лицом, за которым планируется присмотр. Подать там подготовленные документы. Если у подопечного нет объективной возможности посетить Пенсионный фонд (например, из-за тяжелой болезни), то требуется заверенное нотариусом согласие на оформление выплат. В особых случаях, клиентская группа Пенсионного фонда может выехать на дом.
  4. Получить ответ на поданное заявление. По закону, сотрудники ПФР должны в 10-дневный срок проверить документы. В случае положительного решения, начислять пособие по уходу за пожилым человеком или инвалидом начнут со дня, когда был подан пакет документов. При необходимости, могут быть затребованы дополнительные справки. Если ПФР отказывает в выплатах, заявителю предоставляется письменный ответ с указанием причин, препятствующих оформлению попечительства.

После того как в ноябре 2018 года вступили в силу новые правила выплаты компенсаций по уходу за инвалидами и пенсионерами, сократилось количество документов, необходимых для оформления этого пособия. По новому законодательству, лицо, претендующее на оплату услуг по уходу за инвалидом или престарелым человеком, предоставляет:

  • заявление;
  • паспорт гражданина России;
  • страховое свидетельство с номером СНИЛС;
  • разрешение родителей или структур опеки (для лиц 14–18 лет);
  • справку из ВУЗа об обучении (для студентов).

Дополнительно готовятся документы от подопечного:

  • согласие на опеку (вручается лично или требует нотариального заверения подписи);
  • паспорт гражданина России;
  • трудовая книжка (не требуется для оформления ежемесячной выплаты, то есть, для пособия по уходу за инвалидом 1 группы с детства или несовершеннолетним ребенком-инвалидом);
  • выписка из акта медико-социальной экспертизы с присвоением подопечному определенной группы инвалидности (для лиц с ограниченными возможностями);
  • медицинское заключение о необходимости посторонней помощи (не нужно для инвалидов и получения пособий по уходу за 80-летним пенсионером).
Adblock detector