Как грамотно провести интервью по компетенциям?

Интервью по компетенциям: когда используется, как проводится

21 февраля 2018

Многие соискатели на рабочее место в той или иной компании сталкивались с интервью по компетенциям. В предлагаемом материале рассказывается, что подразумевают под данным понятием, в каких случаях это проводится, используемые методики с примерами конкретных вопросов.

Интервью по компетенциям – это собеседование с претендентом на трудоустройство, имеющее поведенческий характер и проводящееся с целью оценки кандидата.

В отличие от кейс-интервью, в собеседовании по компетенциям не предлагается указать предпочтительный вариант действий в той или иной смоделированной ситуации. Оценка производится по заранее определенным качествам, называемым компетенциями, выявляющим разные стороны подготовленности работника. Обычно количество их составляет от семи до десяти.

Обратите внимание! Данный опрос выполняется по предварительно разработанным направлениям.

Как грамотно провести интервью по компетенциям?

Такие критерии подразумевают уровень:

  • лидерских качеств;
  • способности к распределению и организации рабочего процесса;
  • возможности принятия решений;
  • коммуникативных навыков общения с коллегами и клиентами;
  • устойчивости к стрессовым ситуациям;
  • аналитического мышления;
  • умения действовать в коллективе на общий результат;
  • развития разносторонних навыков и др.

Для каждой компетенции устанавливаются определенные поведенческие проявления. К примеру, обладающий лидерскими качествами человек способен грамотно мотивировать подчиненных, с постановкой достижимых и оптимальных задач, т. е. для каждого критерия устанавливаются определенные показатели, подлежащие оценке. Устанавливается оценочная шкала, возможный пример которой может быть таким:

  • Н – навыки отсутствуют или никак не проявлены соискателем;
  • 0 – неразвитость компетенции (предоставлены неверные ответы);
  • 1 – показатель не превышает средний уровень (большинство ответов негативны, но имеется тенденция к развитию);
  • 2 – удовлетворительная оценка (в равной степени проявляются положительные и отрицательные моменты);
  • 3 – хорошая оценка (позитивные проявления превалируют);
  • 4 – высокий уровень (наличие позитивных оценок по всем заданным вопросам данной темы).

Каждая компетенция проверяется определенным набором вопросов, заранее составленных, чтобы максимально достоверно выявить у соискателя наличие тех или иных качеств, необходимых в предстоящей трудовой деятельности. Подготавливая вопросы для собеседования по компетенциям, следует учитывать следующие моменты:

  • насколько у претендента была возможность продемонстрировать свои лучшие качества в той или иной области;
  • как им самим оценивается его уровень подготовки;
  • считает ли он себя лучше остальных в чем-либо;
  • насколько он считает себя оцененным окружающими;
  • высказывает ли в ответе на вопрос соискатель свое мнение или ссылается на коллег, знакомых;
  • какие моменты он предпочитает не затрагивать;
  • время, затраченное на обдумывание ответов;
  • итоговые заключения, сделанные кандидатом по заданным ему вопросам.

При этом, как правило, соискателю предлагается в ответе на вопросы привести примеры собственных действий в ситуациях, возникавших с ним ранее.

Таким образом достигается достижение максимальной достоверности полученной информации, поскольку людям не свойственно меняться слишком быстро.

То, как действовал человек ранее, определяет мотивы его поведения в дальнейшем. В связи с этим, данное интервью и называют поведенческим.

Правильно подобранные вопросы для интервью по компетенциям дают возможность:

  • достоверно оценить уровень подготовки претендента на должность по тем или иным качествам, чтобы выявить его соответствие этому месту;
  • определить профессиональные навыки, чтобы представлять потенциал работника и его карьерные перспективы, с учетом специфики конкретно взятой компании;
  • выявить направления планирования дальнейшего развития профессиональных качеств сотрудника – максимально точно определить его сильные и слабые стороны, для работы над индивидуальным совершенствованием.

Причем собеседование по компетенциям позволяет это осуществить максимально полно, с учетом всех требующихся направлений.

Таким образом руководство получит весьма точную характеристику будущего сотрудника, чего нельзя добиться другими способами собеседования.

При этом определяются не только качества сотрудника, но и прогнозируется, насколько эффективной окажется его работа и обладает ли он перспективами в условиях конкретной фирмы.

В то же время нельзя не отметить и наличие отрицательных качеств данной методики оценивания. К ним относится:

  • относительная трудозатратность. На все собеседование может уйти несколько часов, без учета последующей оценки результатов;
  • необходимость специального обучения сотрудников кадровой службы;
  • не учитываются некоторые нюансы, связанные, например, с развитием карьеры претендента, обстоятельствами его перехода с одного места на другое и пр.

Эти моменты обязательно должны учитываться руководством компании при проведении отбора соискателей на вакансию.

Обратите внимание! У данной методики имеются и негативные стороны.

Но отмеченные недостатки не отменяют положительных моментов. Чтобы получить более полную картину, следует их комбинировать с другими методами опроса, в этом случае работник будет оценен более всесторонне и объективно.

Интервью по компетенциям с подготовкой комплекса разносторонних вопросов производится с целью:

  • определения способности кандидата к выполнению предстоящей работы, особенно если речь идет о серьезной должности, требующей высоких навыков в различных сферах деятельности;
  • чтобы выяснить возможности карьерного роста, целесообразно ли дальнейшее повышение сотрудника по служебной лестнице;
  • возможностью перестановки кадров в структуре компании.

Как видим, эта разновидность собеседования проводится не только с целью отбора кандидатов на вакансию, а и в других ситуациях, применительно уже к штатным работникам компании.

Указанное собеседование проводится следующим образом:

  • кандидату задаются вопросы по разным компетенциям, с целью определения всех установленных индикаторов;
  • формулирование их осуществляется с использованием конкретных примеров, т. е. соискателю требуется указать вариант действий в различных ситуациях или ответить на определенный вопрос;
  • если уточняется одна компетенция, то спрашивается в произвольном порядке, чтобы максимально усложнить ответ будущего работника и сделать оценку наиболее объективной;
  • для каждого ответа заранее оговариваются определенные временные ограничения – несколько минут;
  • по результатам ответов претендента ему выставляется оценка по каждому параметру, с последующим определением итоговых показателей.

Ниже приводятся примеры вопросов, задаваемых в интервью по компетенциям по различным показателям.

Способность к управлению сотрудниками:

  • приведите пример, когда вы смогли достичь максимальной эффективности подчиненных;
  • поясните, какими причинами может вызываться отсутствие мотивации работников.

Как грамотно провести интервью по компетенциям?

Умение действовать в коллективе на общий результат:

  • расскажите, как вами была решена сложная производственная задача, потребовавшая совместных действий в команде;
  • в каких ситуациях у вас возникали проблемы с работой в коллективе.

Способность добиваться результата:

  • в каких случаях выполнение задачи не отличалось эффективностью;
  • приведите пример решения сложной многоступенчатой задачи с преодолением различных препятствий;
  • относите ли вы себя к целеустремленным людям;
  • в каких ситуациях ваша целеустремленность сыграла решающую роль.

Способность к организации и планированию действий:

  • расскажите о задачах и проектах, выполненных вами и потребовавших сложного планирования;
  • приходилось ли вам заниматься планированием бюджета, и насколько это было успешным;
  • возникали ли проблемы с организацией выполнения задачи.

Пример правильно смоделированного собеседования должен включать четыре составляющих:

  • ситуацию – как она сложилась, и какова роль соискателя в этом;
  • вопрос – что необходимо сделать кандидату, и кем ставится задача;
  • вариант действия – выясняется, что было предпринято претендентом для решения задания. Этому моменту уделяется особое внимание;
  • получение итогового результата – чем закончилось собеседование, и как оно оценивается самим кандидатом.

Кроме того, правильно проведенный опрос оценивается следующими критериями:

  • релевантностью – соответствием темы беседы направлению профессиональной деятельности, требуемой для данной должности;
  • актуальностью – приводимые примеры должны быть относительно недавними, поскольку давние случаи не могут носить объективный характер в настоящее время;
  • законченностью – опрос должен отмечаться определенным результатом, выясненным максимально точно.

Эта методика собеседования используется в нашей стране на основе отработанных западных образцов, но сейчас она уже прижилась, учитывая российские реалии.

Постскриптум

Коротко подытоживая сказанное, можно отметить, что данный вид интервью позволяет достоверно выяснить уровень подготовки кандидата по различным направлениям, с обеспечением разностороннего подхода к его профессиональным и личным качествам.

К интервью по компетенциям прибегают при:

  • Как грамотно провести интервью по компетенциям?приеме на работу;
  • выборе претендента на освободившуюся должность среди работающих сотрудников;
  • оценке работающего персонала организации;
  • составлении рейтинга менеджеров компании;
  • планировании обучения персонала;
  • составлении планов развития компании;
  • грейдировании (оптимизации окладов);
  • комплектовании временного коллектива для выполнения проекта.

Как грамотно провести интервью по компетенциям?

Важно! Интервью по компетенциям пригодно для отбора кандидатов на любую должность. Однако метод требует серьезных временных затрат на подготовку, проведение и оценку результатов, высокой квалификации интервьюера.

Его, как правило, применяют для отбора кандидатов на роль линейных менеджеров среднего и высшего уровня, администраторов, руководителей высшего ранга, управляющих.

Как проводят интервью по компетенциям? Ниже представлен пример интервью по компетенциям, который включает в себя несколько этапов:

  1. составление профиля должности (модели компетенций) с указанием и описанием профессиональных, должностных, управленческих, лидерских и прочих необходимых компетенций, перспективы карьерного роста, минимального опыта работы, результативности;
  2. Как грамотно провести интервью по компетенциям?первичный отбор кандидатов;
  3. собственно интервью. Сбор полных поведенческих примеров (ППП);
  4. анализ результатов, интерпретация данных;
  5. обратная связь с кандидатом. Предложение или отказ.

Модель бихевиориального консультирования

Под компетенциями понимается совокупность знаний, умений, навыков, способностей, личностных особенностей, опыта необходимых для конкретной профессиональной деятельности.

Компетенции выступают в роли эталона, стандарта, образца предъявляемых работодателем.

Для каждой вакансии разрабатывается своя модель компетенций, в которой учитываются пожелания работодателя, условия работы, должностные обязанности. В модель компетенций обычно включают 7-10 характеристик. В стандартный перечень для менеджера, например, включают такие компетенции:

  • лидерство;
  • работоспособность;
  • коммуникативность;
  • стратегичность;
  • умение делегировать полномочия;
  • быстрая обучаемость;
  • самостоятельность в принятии решений;
  • определение приоритетов.

Важно! Понятие компетенций в ассессмент ввел американский психолог Дэвид Кларенс Макклеланд. В 1973 году он предложил технологию оценки компетенций, более эффективную, чем широко использующиеся до этого IQ-тесты.

Интервью по компетенциям: вопросы и ответы

Для сбора ППП по каждой компетенции требуется от 3-10 вопросов.

Кандидату предлагается ответить на самые различные вопросы на собеседовании по компетенциям:

  1. Как грамотно провести интервью по компетенциям?компетенция «Ответственность».

    В ситуации, когда вы переоценили свои возможности и поняли, что не в состоянии справиться с задачей, какие действия вы предприняли?

    Что вы сделали, когда не смогли представить результаты вовремя?

  2. «Умение работать с подчиненными». Как вы разрешили конфликт на личной почве, вспыхнувший между сотрудниками? Как вы убедили подчиненных работать по плану, с которым не все из них были согласны?
  3. «Способности к командной работе». Как вы помогли коллеге допустившему ошибку в расчетах? Что делали в ситуации, когда между вашим структурным подразделением и другими участниками проекта возник конфликт интересов?
  4. «Стремление к саморазвитию». Когда вы последний раз проходили тренинг? Что вы делаете в свободное время? С кем из коллег вы советуетесь?
  5. «Ориентированность на эффективность». Какое-то время ваша работа не приносила предполагаемых результатов, что вы делали и чувствовали? Расскажите о ситуации в которой вы проявили настойчивость, предложили нестандартные пути решения?
  6. «Готовность к переменам». Какие изменения для повышения эффективности работы своих сослуживцев вы вносили? Расскажите о том, как вы выполняли не свои должностные обязанности? Были вынуждены замещать руководителя? В отпуске разрешили неприятную ситуацию в которую попал незнакомый вам человек?

Ответы на вопросы должны быть:

  • с конкретными примерами из профессиональной деятельности или личной жизни кандидата;
  • о ситуациях в которых кандидат принимал непосредственное участие;
  • актуальными на данный момент, желательно получить ППП о действиях, которые произошли за последние полгода-год;
  • содержать рассказ о полученном результате.

Важно! На интервью с одним кандидатом зачастую приходится затрачивать более трех часов рабочего времени.

Интервью по компетенциям: инструкция по применению

Как грамотно провести интервью по компетенциям?

Интервью по компетенциям не случайно называют поведенческим: метод основан на том, что предыдущий опыт человека может помочь спрогнозировать его поведение. Если люди и меняются, то не очень быстро, и то, как они действовали в прошлом, расскажет нам, как они поступят в аналогичной ситуации в будущем.

О наличии той или иной компетенции говорят конкретные поведенческие проявления.

Авторы книги «Руководство по компетенциям» Стив Уиддет и Сара Холлифорд дают такое определение: «Поведенческая компетенция описывает поведение людей, наблюдаемое тогда, когда эффективно действующие исполнители проявляют личные мотивы, черты характера и способности в процессе решения задач, ведущих к достижению нужных результатов в работе». То есть для оценки компетенций на самом деле нужно оценить поведение человека в определенных ситуациях. Это и нужно сделать на интервью.

Во многих компаниях популярны компетенции «Планирование и определение приоритетов», «Инновативность», «Работа в команде», «Эффективная коммуникация». При этом понимать их можно по-разному.

Что для нашей компании означает «эффективная коммуникация»? Какие у нее индикаторы: четко выражает свои мысли? Адаптирует стиль коммуникации под собеседника? Не боится отстаивать собственную точку зрения? Или что-то другое?

Как грамотно провести интервью по компетенциям?

Обычно организации разрабатывают свой собственный набор компетенций либо пользуются моделями, которые предлагают консалтинговые компании.

Единая модель компетенций в организации делает поведенческое интервью достаточно объективным: все рекрутеры пользуются одной моделью сбора информации и критериями.

Еще один плюс интервью по компетенциям — возможность спрогнозировать успех кандидата на данной позиции. Метод дает возможность предсказать, как человек будет работать. Мы получаем не социально-желательные ответы, а реальные рабочие примеры. Мы узнаем, как человек поступал, а не как он считает нужным поступать в данной ситуации.

Перед началом интервью нам необходимо разработать профиль позиции и определить компетенции, которые будут для нас ключевыми, а также приемлемый для нас уровень компетенций. На получении информации именно об этих компетенциях будет сфокусировано интервью.

Для того чтобы оценить предыдущий опыт кандидата, нам необходимы примеры. Для получения качественных примеров и объективных знаний о наличии компетенции обычно используют определенную последовательность вопросов. Самые распространенные — модели STAR (Situaton-Task-Action-Result) и PARLA (Problem-Action-Result-Applied-Learned).

Рассмотрим широко распространенную модель STAR. Она состоит из 4 основных блоков: Situation — ситуация, Task — задача, Action — действие, Result — результат. В каждом из блоков мы задаем соответствующие вопросы.

  • Ситуация (Situation). Нам важно понять, как возникла данная ситуация. В каком контексте и условиях происходили события? В зависимости от компетенции, которую мы проверяем, мы можем попросить привести пример проекта, сложной ситуации с клиентом, сложных переговоров и т. д. Нам также важно знать, какова роль кандидата в проекте, переговорах и так далее. Кто еще участвовал? На этом этапе мы можем уточнить, какие KPI были у проекта.
  • Задача (Task). Необходимо понять, какая задача стояла перед кандидатом, кто ее ставил: сам кандидат или его руководитель.
  • Действие (Action). По объему это самый большой блок: именно в нем мы узнаем, что фактически человек делал. Мы уточняем, что конкретно делал кандидат, выполняя проект, задачу или решая сложную ситуацию с клиентом. Что было хорошо? Были ли сложности?
  • Результат (Result). На этом этапе для нас важно понять, чем закончился проект и какие выводы сделал кандидат. Мы можем уточнить, какую обратную связь он получил. Как он сам оценивает результат для себя, для компании? Как бы он поступил в аналогичной ситуации в следующий раз?

Необходимо получить полный пример из прошлого опыта кандидата. Если интервьюер забыл спросить про задачу или результат, пример считается неполным, и его сложно использовать при оценке данных. Интервьюер должен следить за тем, чтобы кандидат приводил примеры из прошлого опыта, а не теоретические воззрения: «Всем необходимо обладать навыком планирования. Я очень хорошо планирую и всегда соблюдаю сроки».

Кроме этого, примеры должны соответствовать нескольким критериям:

  • Релевантность. Хорошо, если пример из рабочего опыта. Но что делать, если кандидат не работает? В этом случае примеры собирают из основной деятельности человека. У студентов обычно собирают примеры из студенческой жизни и учебы. Например, как кандидат писал курсовые проекты и диплом.
  • Актуальность. Если с момента ситуации прошло не более 1 года, то пример считается актуальным, а кандидат помнит детали.
  • Законченность. Проект должен быть завершен, а результаты известны.

На каждую компетенцию необходимо собрать хотя бы 2—3 примера, включая негативные. Если вы оцениваете 3 компетенции, то получается минимум 6— 9 примеров.

После интервью нужно определить, достаточно ли информации для оценки компетенции, проанализировать примеры с точки зрения эффективности, влияния на бизнес и релевантности для будущей работы.

Конечно же, хорошо, что кандидат организовывал студенческие вечеринки или походы, но насколько этот пример актуален, если это менеджер с 10-летним опытом?

Оценка и интерпретация результатов

Валерий Параничев

01:20 | 15.05.2016

И снова здравствуйте, дорогой друг!

В прошлой статье мы говорили о наиболее частых вопросах  на собеседовании. Сегодня о том, как проходит собеседование по компетенциям.

Собеседование по компетенциям, пожалуй, — самая распространенная модель проведения интервью. Чаще всего используется как отдельный блок в ходе собеседования.

Я выбрал для разбора эту модель еще и потому, что подготовленные в качестве подготовки  примеры из вашего опыта, — пригодятся вам  не только на собеседовании по компетенциям, но и на любом другом.

Они послужат вам верой и правдой в течение всего периода поиска работы

Компетенция – поведенческая характеристика, деловые, личностные качества, необходимые сотруднику для успешной работы.

Примеры компетенций: клиентоориентированность, ориентация на качество, эмоциональное лидерство, решение проблем, ответственное поведение.

Оценка компетенций проводится у кандидатов, претендующих на позиции, где поведение является определяющим фактором успеха. Например: руководители всех уровней,  сотрудники фронт-офиса, HR-специалисты.

Порядок такой:

  1. При составлении описания вакансии рекрутер и руководитель вакансии определяют критически важные компетенции для кандидата и их индикаторы.
  2. Рекрутер ведет поиск кандидатов с учетом выделенных ключевых компетенций
  3. На собеседовании кандидаты, рассказывают о себе, своем профессиональном опыте, иногда решают кейсы.
  4. Рекрутер проводит   сопоставление описываемых кандидатом действий, совершаемых в прошлом с  конкретными поведенческими индикаторами, определенными для соответствующей компетенции.

Индикаторы – составляющие компетенции, определяющие поведение кандидата.

Примеры индикаторов: «проявляет активность», «структурировано и четко говорит», «расставляет приоритеты», «планирует рабочее время», «достигает поставленных целей», «решает разноплановые задачи».

Техника проведения

В основе интервью по компетенциям (поведенческого) лежит техника «S.T.A.R.»: situation, target, action, results

Ситуация (S). Вопрос: Опишите ситуацию, с которой вы столкнулись?

Цель (T). Вопрос: Чего вы хотели добиться, какая у вас была цель? 

Действие (A). Вопрос: Какие действия Вы предприняли?  

Результат ®. Вопрос: Что получилось в результате ваших действий? Как изменилась изначальная ситуация?

Вопросы по методу воронки: конкретизация с каждым вопросом, потом уже виден конкретный индикатор.

С помощью техники S.T.A.R. оценивается  реальное поведение человека, которое сопоставляется с индикаторами.

Вопросы для модели STAR
Ситуация Что это была за ситуация (обсоятельства)? В чём была специфика (суть) ситуации?В чём была основная трудность?Опишите, что привело к этому?Когда это произошло? Кто из Ваших коллег был вовлечён в ситуацию? Опишите Вашу конкретную роль.
Цель Что побудило Вас …? Какие задачи перед Вами стояли? Чего Вы хотели добиться?
Действие Опишите, что Вы сделали? Что Вы сделали сначала, и что — затем?Расскажите, какие шаги Вы предприняли?Как Вы отреагировали …? Что Вы сказали …?
Результат В чём конкретно заключался результат? С помощью каких количественных показателей можно оценить результат?Как вы узнали, что Ваши действия были эффективны или не эффективны?Какую обратную связь Вы получили? Если бы ситуация повторилась, что бы Вы изменили в своём поведении?

Как подготовиться?

Так или иначе, на собеседовании нам потребуются примеры из своего опыта.

Они потребуются практически на любом собеседовании. Практически всегда вам будет важно рассказать о своих достижениях.

Будете ли вы  решать проблемы, возникающие в процессе работы? Способны ли вы их решить самостоятельно? Или же вы будете искать причины, по которым проблему решить невозможно?

Ничто так не раздражает руководителя, как приход сотрудника с ворохом проблем и обьяснениями, почему он не может их решить.

По сути  способность самостоятельно решать проблемы — это тоже компетенция.

Собеседование по компетенциям будет проводиться, конечно же, не всегда. Руководители никакими методиками обычно не пользуются и беседуют по наитию. Понять, как вы будете решать проблемы им критически важно, но как это выяснить правильно, большинство из них не знают.

Отсюда вывод: почему бы им не помочь? Заготовить примеры и самому рассказать, как вы с блеском решали проблемы на предыдущих работах.

Тем более, что подготовить примеры совсем несложно.

Зеркало

Схема очень простая и, полагаю, не требует комментариев.

Принципы составления примеров

  • Примеры должны быть  из вашей профессиональной практики. Из личной жизни подбирать не следует
  • Примеры должны быть в тему  должности, на которую вы претендуете 
  • Сделайте акцент на своих мыслях действиях, что сделали именно вы
  • Покажите, что проблемы  вы воспринимаете как вызовы. Они вас не пугают
  • Подбирайте примеры, где вы  горды собой. Тогда ваш рассказ будет эмоциональным, он будет зажигать вас

Важное замечание: Не переусердствуйте  с дифирамбами в свой адрес.  Не пытайтесь предстать суперменом с каменным подбородком. В это никто не поверит. Вы человек команды и все достижения — плод совместных усилий. Все что вы делаете — вклад в общее дело.

Подготовьте 2-3 разных примера по схеме, приведенной выше.

Один- два примера включите  в рассказ о себе, самопрезентацию. Один-два приберегите для ответов на вопросы по компетенциям и озвучьте в удобный момент.

Не пожалейте времени  на составление примеров. Рекомендую делать это письменно. Так вы лучше все вспомните и запомните.

Убедительные примеры — это козырная карта в вашем рукаве, которую вы можете достать в любой момент и склонить чашу весов в свою пользу.

Подчеркну: Не только на собеседовании по компетенциям, но и на любом другом.

Как проходит собеседование с оценкой компетенций?

Существует несколько вариантов структурированного интервью и стиля его проведения. Наиболее популярны STAR и PARLA.

Методика STAR предполагает описание:

  1. Конкретной ситуации (Situation). Расскажите о том как вы работали под давлением начальства (конкурента)?
  2. Как грамотно провести интервью по компетенциям?Целей и задач (Target), которые необходимо было поставить и решить для выхода из ситуации. Какие приоритеты вы для себя определили?
  3. Предпринятых действий ( Action). Как спланировали свои действия, какие ходы предприняли?
  4. Полученных результатов (Result). Достигли ли вы предполагаемого результата? Удовлетворил ли он вас?

Методика PARLA, кроме описания проблемной ситуации (Problem), рассказа о действиях и результате (Action, Result), включает также заключение о полученном уроке, знаниях, опыте, извлеченных при решении (Learned) и их применении в дальнейшем (Applied).

Интервью по компетенциям, относится к эффективным методам подбора персонала с высокой степенью достоверности.

Однако у специалистов, проводящих такое интервью должна быть соответствующая квалификация и навыки.

Валерий Параничев

01:20 | 15.05.2016

Adblock detector