Пенсионное обеспечение судей диплом

Юридические факты, являющиеся основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по ежемесячному пожизненному содержанию судей

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, болезни и в других установленных законом случаях (ст. 39). Дополненное конституционным принципом равенства право на социальное обеспечение является безусловным и не зависящим от факторов, ставящих реализацию данного права под условие.

Признание социальной ориентации государства в тексте статьи 7 Конституции Российской Федерации реализуется в рамках текущего законодательства путем определения социальных рисков и установления возможностей оказания поддержки в связи с их наступлением.

Социальное обеспечение в своей основе предполагает обеспечение тех сторон человеческого существования, без которых немыслима сама жизнь человека. В научной литературе по праву социального обеспечения социальное обеспечение представляет собой понятие, имеющее общечеловеческую ценность. Р.И. Иванова определяет социальное обеспечение как «форму распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и материального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых нормах»1.

Признание жизни человека в качестве наивысшей ценности позволяет подвергнуть критике появившееся в научной литературе мнение о том, что социально-экономические права человека, к которым относится и право на социальное обеспечение, носят вторичный, производный от гражданско-политических прав характер, что обуславливает их меньшую универсальность, так как сфера их действия исторически и культурно подвижна, а пределы ее меняются в социальном времени2.

Безусловно, сфера действия социальных прав меняется, однако не более, чем меняется сфера действия иных прав человека, относящихся к группе социально-экономических прав. Действующая Конституция Российской Федерации и основополагающие нормы и принципы международного права не предусматривают какой бы то ни было дифференциации либо градации прав, составляющих в своей совокупности основу для существования человека.

В развитие конституционного права на социальное обеспечение федеральное законодательство, а также законодательство субъектов Российской Федерации устанавливают минимальные гарантии реализации права на социальное обеспечение, уровень которых снижен быть не может. Однако равенство прав не означает отсутствие возможности для дифференцированного подхода к правовому регулированию отдельных видов отношений, составляющих в совокупности предмет права социального обеспечения.

Дифференциация социального обеспечения обусловлена сущностью и принципами социальной политики современной России, в границы которой в соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества.

Дифференциация в науке права социального обеспечения находит свои истоки в общетеоретических представлениях о правовой науке в целом. Так, С.С. Алексеев, определяя суть нормативного регулирования, указывает, что оно есть «…упорядочение поведения людей при помощи общих правил…которые распространяются на все случаи данного рода»1.

Дифференциацию правового регулирования в общем виде принято определять как различия в содержании этого регулирования. Формально дифференциация отражается, в основном, в специальных правовых нормативных актах, либо в специальных правилах правовых нормативных актов общего действия (характера). Эти выводы приемлемы и в праве социального обеспечения .

Дифференциация как особенность метода права социального обеспечения позволяет конкретизировать, а в ряде случаев, и индивидуализировать социальное обеспечение отдельных категорий субъектов права.

Под субъектами права в общей теории права следует понимать участников общественных отношений, которые на основании действующего законодательства признаются обладателями субъективных прав и юридических обязанностей. Многообразие юридических связей, возникающих между субъектами права, порождает еще большее многообразие юридических прав и обязанностей, составляющих в совокупности понятие правового статуса.

Безусловно, прежде чем переходить к характеристике правового статуса судей как субъектов права социального обеспечения, необходимо определить основные конституирующие признаки, позволяющие выделить субъектов данной отрасли права в качестве самостоятельной группы участников особого вида правоотношений – отношений по праву социального обеспечения.

Правовой статус граждан в праве социального обеспечения имеет черты, общие с их правовым статусом в иных отраслях права.

В литературе высказывается мнение о том, что «статус» есть часть, «ядро» правового положения индивида. Понятием «статус» охватываются лишь основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, полнота реализации которых предопределяется гражданством и правосубъектностью индивида, а также гарантиями реализации его прав, свобод и обязанностей.

В первой главе настоящего диссертационного исследования была дана общая характеристика пенсионного обеспечения судей.

Однако отсутствие законодательного определения понятия ежемесячного пожизненного содержания судей, нечеткость законодательных формулировок, относящихся к характеристике данного правового явления, является основанием для возникновения множества взглядов относительно правовой природы ежемесячного пожизненного содержания судей.

Поэтому целью настоящей главы и, в первую очередь, настоящего параграфа является рассмотрение вопроса, посвященного анализу категории ежемесячного пожизненного содержания судей с точки зрения существующей в общей теории права и теории права социального обеспечения категории правоотношения. Полагаем, что проведенный анализ позволит установить правовую природу ежемесячного пожизненного содержания, что, в свою очередь, будет основой для дальнейшего рассмотрения вопросов с позиций установления либо отрицания признаков правоотношений по праву социального обеспечения применительно к ежемесячному пожизненному содержанию судей.

1) связи, возникающие по поводу назначения ежемесячного пожизненного содержания судьи, образуют в своей совокупности правоотношение по ежемесячному пожизненному содержанию судьи;

2) правоотношение по ежемесячному пожизненному содержанию судьи обладает признаками правоотношения социально-обеспечительного характера;

3) правоотношение по ежемесячному пожизненному содержанию судьи наделено признаками пенсионного правоотношения;

4) правоотношение по ежемесячному пожизненному содержанию судьи является самостоятельным видом правоотношения в системе существующих пенсионных правоотношений.

Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством1.

Устоявшимся в теории государства и права является мнение о том, что право является тем фактором, благодаря которому общественные отношения приобретают юридическую форму и, следовательно, переходят в плоскость формально определенных юридических связей между субъектами, права и обязанности которых, составляющие фактическое отношение, возведенное в ранг правоотношения, формально определены, а их реализация либо исполнение гарантированы.

Так, например, А.Ф. Черданцев пишет: «Общественные отношения, будучи урегулированными нормами права, становятся правовыми отношениями» . «Образуется ли новое общественное отношение или то же самое общественное отношение становится правовым» – ставит вопрос В.Н. Щеглов. И отвечает: «Правильно последнее»1.

На основании вышеприведенных понятий правоотношения выделим объединяющие их юридически значимые признаки понятия правоотношения.

Во-первых, связи, составляющие правоотношение, возникают между субъектами права, то есть лицами, обладающими свойством правосубъектности.

Во-вторых, связь субъектов возникает в форме взаимных (корреспондирующих) прав и юридических обязанностей. При этом субъекты правоотношений должны пользоваться предоставленными им правами и (или) исполнять возложенные на них юридические обязанности в рамках юридической нормы, закрепляющей конкретный вид правоотношения.

В-третьих, связи в правоотношении всегда конкретны, различается лишь степень такой конкретизации, а также возможность самих субъектов участвовать в дальнейшей конкретизации правовых связей (это возможно, прежде всего, при диспозитивном методе правового регулирования общественных отношений).

В-четвертых, правовые связи не могут возникнуть без нормы права, закрепляющей конкретный вид правоотношения.

В-пятых, связи носят динамичный характер, в связи с чем, возникновение, изменение и прекращение правоотношений немыслимо без юридического факта (фактического – юридического – состава), лежащего в основе развития правоотношения. Классическим в теории государства и права является мнение и по поводу содержания правоотношений, в котором различается юридическое и фактическое содержания.

Юридическое содержание правоотношения – это возможность определенных действий управомоченного лица, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий, а фактическое – это сами действия, в которых реализуются права и обязанности.

Особенности правового регулирования труда судей в Российской Федерации Ишутин Илья Игоревич

Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской ФедерацииЖаворонков Роман Николаевич

Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской ФедерацииЧуча Сергей Юрьевич

Разграничение правотворческой компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области регулирования трудовых отношений Забрамная Елена Юрьевна

Государственная гражданская служба Российской Федерации: проблемы правового регулированияГусев Андрей Владимирович

Правовое регулирование трудоустройства в Российской Федерации Горбачева Жанна Анатольевна

Правовое регулирование пенсионного страхования в Российской Федерации Седельникова Марина Геннадьевна

Правовое регулирование охраны труда в Российской ФедерацииМихайлов, Александр Викториевич

Adblock detector