Курсовая работа: Негосударственные пенсионные фонды

Закон о деятельности

В настоящее время в России действует одна саморегулируемая организация НПФ – Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов».

Членами НАПФ являются 77 негосударственных пенсионных фондов (действительные члены НАПФ) и 33 организации, представляющие инфраструктуру, обеспечивающую деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию (ассоциированные члены).

При относительно небольшой численности (30,4% общего числа НПФ, имеющих лицензию) негосударственные пенсионные фонды – члены НАПФ реально представляют систему НПФ России. Участниками фондов-членов Партнерства являются 74% всех участников НПФ, в них сосредоточено 91,3% всех пенсионных резервов. Пенсионеры фондов-членов НАПФ составляют 85,1% общего числа участников, получающих в НПФ негосударственную пенсию, на их долю приходится 84,4% всех пенсионных выплат НПФ.

87% всех застрахованных лиц, доверивших свои пенсионные накопления негосударственным пенсионным фондам, выбрали НПФ – члены НАПФ. Их пенсионные накопления составляют 88,2% от общей суммы пенсионных накоплений, размещенных в НПФ.

Были приняты в состав действительных членов Ассоциации 4 НПФ: «Первый Русский Пенсионный Фонд», «Газпромбанк-Фонд», «КИТ-Финанс» и НПФ «Доверие» (Оренбург).

Приняты в ассоциированные члены НАПФ – Издательский дом «Пенсионные деньги», ООО «Управляющая компания Росбанка».

За систематическую неуплату членских взносов исключены из членов НАПФ НПФ «Капитан», «Московский городской пенсионный фонд» и НПФ «Объединенный профсоюзный».

За истекший между собраниями период проведены 12 заседаний Совета НАПФ, на которых были рассмотрены различные вопросы деятельности Партнерства, в том числе

¾ определения направлений деятельности Ассоциации на ближайшие годы;

¾ подготовки нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность негосударственных пенсионных фондов,

¾ вопросы саморегулирования (построение системы стандартов, вопросы присвоения рейтингов членам НАПФ, контроль деятельности членов Ассоциации),

¾ формирования и реализации концепции информационной политики НАПФ;

¾ состав и планы работы комитетов НАПФ,

¾ организационные вопросы, в том числе прием новых членов и исключение из Ассоциации, проведение награждения;

¾ финансовые вопросы функционирования Ассоциации.

Были внесены изменения в структуру комитетов Ассоциации: вместо деления основных комитетов по направлениям деятельности (комитет по НПО и комитет по ОПС) были образованы Комитет по развитию НПО и ОПС, на который возложена подготовка предложений в законодательные и другие нормативно-правовые акты и разработка основных направлений деятельности Ассоциации и Технологический комитет, определяющий вопросы реализации фондами законодательных и нормативно-правовых требований, в том числе и вопросы стандартизации в деятельности фондов.

¾ внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, установившие социальный налоговый вычет для физических лиц, уплачивающих пенсионные взносы в НПФ;

¾ внесены изменения в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», обеспечивающие существенное повышение надежности, открытости и прозрачности деятельности НПФ

¾ приняты Федеральные законы от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ и № 55-ФЗ, установившие порядок внесения застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержки формирования пенсионных накоплений;

¾ внесены изменения в Правила размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 1.02.2007 г. № 63,

¾ утверждено приказом ФСФР России «Положение о страховом резерве негосударственного пенсионного фонда»

¾ и другие.

¾ разработка и внедрение обязательных для выполнения всеми членами НАПФ правил (стандартов) деятельности и профессиональной этики;

¾ контроль деятельности своих членов в части, касающейся соблюдения требований законодательства и требований, установленных саморегулируемой организацией фондов;

¾ рассмотрение жалоб на действия членов НАПФ, допущенных ими в процессе своей деятельности;

¾ осуществление сбора, обработки и хранения информации о деятельности членов НАПФ, раскрываемой ими для саморегулируемой организации, в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены уставом и иными документами саморегулируемой организации;

¾ обеспечение формирования гарантийного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами НАПФ при осуществлении ими своей деятельности;

Курсовая работа: Негосударственные пенсионные фонды

¾ создание системы оценки качества работы членов НАПФ (построение рейтингов надежности НПФ), позволяющей осуществлять контроль за соблюдением фондами – членами НАПФ установленных в организации требований и стандартов;

¾ ведение активной инициативной нормотворческой работы и методологическое обеспечение деятельности НПФ;

¾ представление интересов НПФ и активное и постоянное взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти, общественными объединениями и организациями, с партнерскими организациями, саморегулируемыми организациями на рынке ценных бумаг по вопросам, относящимся к деятельности фондов.

В соответствии с принятыми ФСФР России нормативными документами представители НАПФ как саморегулируемой организации НПФ стал принимать участие в проверках фондов – членов НАПФ, проводимых центральным и региональными отделениями ФСФР России.

Вся деятельность негосударственных пенсионных фондов регламентируется следующими законами:

  • статья 213. 1 Налогового кодекса;
  • ФЗ № 75 от 7. 05. 1998 года;
  • ФЗ № 424 от 28. 12. 2013 года.

Законодательство накладывает определённые ограничения на деятельность НПФ. Фонд не имеет права использовать средства плательщиков в качестве залога, и брать на себя функции поручителя за третьих лиц. Пенсионные резервы не подлежат взысканию по долгам и не могут быть арестованными государственными структурами.

Тенденции и проблемы развития НПФ в условиях реформирования пенсионной системы

Одной из составляющих комплекса проводимых в настоящее время экономических реформ является пенсионная реформа. В настоящее время пенсионная реформа направлена на изменение распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Цель реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие.

Одной из основных задач, которую должна решить данная реформа – обеспечить прозрачность пенсионной системы. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий – точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.

С 2002 года, когда был дан старт пенсионной реформе, каждый может решить, куда направить накопительную часть – в частную или государственную управляющую компанию. Для тех, кто не знает о выборе или не решается его сделать, принимает решение государство, т.е. автоматически отправляет деньги в государственную компанию Внешэкономбанк.

Однако в Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании» указано, что страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты, поэтому любой гражданин России, может перевести свою накопительную часть по собственному желанию из Внешэкономбанка в любой негосударственный пенсионный фонд и частную управляющую компанию, независимо от их местоположения. Для этого необходимо заключить договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ и подать в пенсионный фонд заявление о переходе.

¾ повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров;

¾ повышение эффективности пенсионной системы.

На основании принятых законов НПФ могут заниматься исключительно пенсионной деятельностью – сбор пенсионных взносов при дальнейшем распоряжении этими средствами и выплата пенсий. Взносы, которые поступают в НПФ, в целях их преумножения, вкладываются в различные ценные бумаги. Безусловно, размер увеличенной пенсии будет зависеть от суммы перечисляемых взносов и от НПФ услугами которого, воспользуется будущий пенсионер.

Вопросы пенсионного обеспечения касается каждого человека. Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеют четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знают об их существовании и тех услугах, которые они предлагают. И это несмотря на то, что НПФ существуют уже более 10 лет.

Рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению определяется наличием спроса и предложения при осуществлении негосударственного пенсионного обеспечения в аспекте взаимодействия негосударственного пенсионного фонда с вкладчиками (юридическими и физическими лицами) по заключению пенсионных договоров и перечисления пенсионных взносов.

В соответствии с Федеральным законом № 128-ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности (статья 17 п.89,90,91), так же Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 432 от 14.07.2006г.

Под деятельностью негосударственного пенсионного фонда понимается некоммерческая деятельность по формированию активов, путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению обязательств перед гражданами.

Устанавливая принадлежность рассматриваемой услуги к классификационной группе определили, что услуги негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению, согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД, постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст) определены разделом J «Финансовая деятельность» и классифицируется как«негосударственное пенсионное обеспечение» – код 66.02; «деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению» – код 66.02.1.

По своему функциональному назначению и потребительским свойствам данные услуги не имеют заменителей и могут быть оказаны при наличии соответствующей инфраструктуры. Продуктовыми границами финансового рынка являются: услуги по негосударственному пенсионному обеспечению.

_

Негосударственный пенсионный фонд и негосударственная частная управляющая компания привлекают накопительные части пенсии населения, но цели у этих структур разные: ЧУК созданы для доверительного управления активами, а НПФ осуществляют выплату пенсий. На основании вышеизложенного установили, что продавцом на исследуемом рынке являются только негосударственные пенсионные фонды. Потребителем услуг негосударственных пенсионных фондов являются вкладчики в лице физических и юридических лиц.

В большинстве развитых стран доля государственной пенсии в совокупном пенсионном обеспечении граждан составляет не более 40 – 50%. Остальные 50 – 60% обеспечиваются частными пенсионными системами. Развитие в России негосударственной пенсионной инфраструктуры могло бы помочь решить задачу повышения явно недостаточного значения коэффициента замещения заработной платы пенсией, составляющего на сегодняшний день около 25%.

По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, в настоящее время в России зарегистрировано 247 негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ), причем лишь 218 фондов реально осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Только 187 фондов имеют численность участников, превышающую 1000 чел.

127 фондов зарегистрировали заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и в соответствии с заявительным порядком вправе осуществлять эту деятельность. Однако реально функции страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, т.е.

Общая численность участников по негосударственному пенсионному обеспечению составляет в настоящее время 6,6 млн чел., застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, формирующих пенсионные накопления в НПФ, – 3,6 млн чел.

Объем собственных средств, которыми располагает система НПФ, составляет 628,5 млрд руб., причем средства имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, составляют 96,1 млрд руб., средства пенсионных резервов – 484,9 млрд руб., средства пенсионных накоплений – 42,6 млрд руб.

Объемы этих средств в сравнении с показателями бюджета Пенсионного фонда РФ, только доходная часть которого в 2008г. предполагалась в размере 2,6 трлн руб., представляются явно недостаточными. Очевидно, что говорить о паритетном формировании пенсии граждан из государственных и частных источников пока еще рано [25].

Большая часть фондов (115 НПФ) осуществляет деятельность на основании лицензий, действие которых в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» прекратится 1 июля 2009г. Для получения новой лицензии НПФ должны будут соответствовать ряду новых формальных требований, в частности совокупный вклад учредителей каждого фонда должен составлять не менее 30 млн руб., а величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее 50 млн руб.

Такие требования к финансовым показателям фондов установлены в декабре 2007г. и, в числе прочих мер, направлены на повышение финансовой устойчивости системы НПФ. Действительно, государство в лице органов законодательной и исполнительной власти не может оставить без внимания вопрос надежности этой части пенсионной системы страны, поскольку невозможность исполнения фондами принятых обязательств по пенсионному обеспечению в случае возникновения способна вызвать большую социальную напряженность.

Как оформить индивидуальный план

В стране ежегодно осуществляется индексация пенсий, но эти суммы настолько малы, что нормально жить на государственную пенсию практически невозможно. Поэтому многие трудоспособные граждане, которым до пенсии ещё много лет, планируют самостоятельно создавать материальную базу на будущее. Удобным инструментом для этой цели является индивидуальный пенсионный план.

Обычно клиенты НПФ выбирают индивидуальную программу с установленной суммой взноса. Такая программа подразумевает гибкий график, но сумма взноса является неизменной. В индивидуальном плане оговариваются все возможности досрочного снятия вложенных средств. Это может быть связано с переводом средств в другой фонд, тяжёлым заболеванием вкладчика, требующим дорогостоящего лечения или другими уважительными причинами.

Сначала необходимо выбрать надёжный фонд. В настоящее время некоторые банки организуют исключительно надёжные фонды дополнительного пенсионного обеспечения. Одним из таких фондов является НПФ «Сбербанк». Это пенсионный фонд открытого типа. Он предлагает своим клиентам различные индивидуальные и корпоративные программы.

Принципы НПО

Негосударственный фонд является некоммерческой организацией и основной его целью являются социальные функции по финансовому обеспечению участников фонда. Отношения между фондом и его участниками регламентируются договором, в котором подробно прописаны права и обязанности, как учредителей фонда, так и вкладчиков.

Тенденции и проблемы развития НПФ в условиях реформирования пенсионной системы

Принципы пенсионного страхования закреплены в ряде принятых в декабре 2001г. и вступивших в законную силу Федеральных законах.

Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации были закреплены страховые принципы, которые гарантируют застрахованному лицу при наступлении страхового случая выплату пенсионного обеспечения в размере, зависящем от размера уплаченных за него страхователем страховых взносов [3].

Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется за счет средств федерального бюджета [4].

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установил, что размер трудовой пенсии состоит из трех частей [5]: базовой, страховой, накопительной.

При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования.

Инвестирование средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды регулируется Федеральными законами от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменен порядок предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении. Выплату ежемесячных денежных выплат осуществляют территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

В целях поддержки лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, принято Постановление Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», оно принято в соответствии со ст.

В следующей главе работы проанализируем действующую практику функционирования негосударственных пенсионных фондов.

Проходящая в РФ пенсионная реформа послужила стимулом для развития негосударственных пенсионных фондов, чья деятельность сопряжена с рисками, сходными с рисками компаний страхования жизни. В рамках обязательного пенсионного страхования НПФ реализуют программы управления накопительной частью трудовой пенсии.

Негосударственные пенсионные фонды стали в неотъемлемой составляющей пенсионной системы России, сегодня без их участия невозможно представить внедрение накопительных принципов в формирование пенсий, дальнейшее развитие как добровольного, так и обязательного пенсионного страхования.

Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации в настоящее время, представлена 253 фондами, имеющими лицензию на право деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Сформирована и успешно действует система государственного контроля за деятельностью фондов, включающая в себя их лицензирование, обязательные ежегодные аудиторскую проверку и актуарное оценивание фондов, а также отчетность пенсионных фондов перед Уполномоченным федеральным органом (ФСФР России).

Эффективно функционирует инфраструктура негосударственного пенсионного обеспечения, включающая в себя организации, которые специализируются на работе с пенсионными фондами, в том числе управляющие компании, специализированные депозитарии, аудиторские организации, актуарные и консалтинговые компании, а также фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения. В пенсионной индустрии появляются организации, осуществляющие по договорам с НПФ ведение пенсионных счетов

Наряду с Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов действует сеть региональных общественных объединений фондов.

На постоянной основе в фондах работает свыше пяти тысяч специалистов.

Негосударственные пенсионные фонды расположены в 47 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве – 127 фондов, в Санкт-Петербурге – 22, в Свердловской области – 8, Самарской области и Республике Татарстан, Нижегородской, Пермской, Ростовской, Самарской областях и Ханты-Мансийском автономном округе – по 6.

С учетом филиальной сети негосударственные пенсионные фонды действуют в 61 регионе России,

В то же время в 23 регионах России до настоящего времени отсутствуют филиалы и представительства НПФ, хотя участники фондов проживают более чем в 80 субъектах Российской Федерации.

Негосударственные пенсионные фонды заняли пока сравнительно скромное, но важное место, как в пенсионной системе РФ, так и на ее финансовом рынке. Основные показатели деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению по итогам 2008 года представлены в Приложении 1.

Участниками НПФ являются свыше 6,75 млн. человек, что составляет 9,6% занятого в экономике России населения. Распределение участников в зависимости от размера организаций крайне неравномерно. Точные данные отсутствуют, но можно с уверенностью говорить, что в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства (а в них по данным Госкомстата работает 47,7% занятых), негосударственное пенсионное обеспечение отсутствует.

Еще выше охват работников таких организаций и предприятий на отдельных территориях и в отраслях хозяйства. В Республике Татарстан, например, в негосударственном пенсионном обеспечении участвует 50,7%. В таких отраслях как нефтяная и газовая промышленность, транспорт и электроэнергетика негосударственным пенсионным обеспечением охвачено более 60% работающих.

В 2008 году в негосударственные пенсионные фонды поступили пенсионные взносы на общую сумму 56397,2 млн. рублей. Из них 46676,5 млн. рублей – от юридических лиц (82,8%) и 9720,7 млн. рублей – от физических лиц (17,2%). Фонды – члены НАПФ аккумулировали 48544,4 млн. рублей (86,1% от общего числа фондов).

Приведенные показатели свидетельствуют о росте заинтересованности граждан в формировании своей пенсии. Существенную роль в этом росте сыграло широкое распространение пенсионных схем с совместным финансированием. В 2002 году (год начала пенсионной реформы) доля взносов физических лиц составляла только 5,9%, а к 2008 году она достигла 16,7%. При этом если по сравнению с 2002 годом общая сумма взносов в НПФ выросла в 4,88 раза, то сумма взносов физических лиц – в 14,3 раза.

Важнейшей задачей деятельности негосударственных пенсионных фондов является сохранение пенсионных сбережений граждан – то есть обеспечение дохода, превышающего уровень инфляции.

Несмотря на возникавшие в 2008 году неблагоприятные процессы на финансовых рынках большинство негосударственных пенсионных фондов вновь продемонстрировали свою способность обеспечивать сохранность пенсионных накоплений граждан.

Средний процент начислений на счета негосударственного пенсионного обеспечения (взвешенный по величине пенсионных резервов фонда) составил по итогам 2008 года – 12,55%. При этом процент начислений в различных фондах находился в диапазоне от 7,25% до 17,0%. Официальный уровень инфляции в 2008 году составил 10,9% Дополнительную пенсию в негосударственных пенсионных фондах получают 1026,2 тыс. человек (в среднем по России это каждый 30 пенсионер, получающий трудовую пенсию по старости).

Действенность накопительных принципов формирования пенсии, реализуемых негосударственными пенсионными фондами, может быть в наибольшей степени продемонстрирована при длительных сроках накопления, но уже сейчас в тех отраслях, которые охвачены негосударственным пенсионным обеспечением, удается обеспечить с учетом всех видов пенсий средний коэффициент замещения, превышающий 40%, в то время как только трудовая пенсия обеспечивает (в среднем по стране) коэффициент замещения менее 28%.

Негосударственные пенсионные фонды участвуют в обязательном пенсионном страховании в качестве страховщиков с 1 января 2004 года.

По состоянию на 31 марта 2008 года намерение осуществлять указанную деятельность высказали 126 фондов, из них 62 – члены НАПФ. В 2008 году договоры по ОПС заключали 101 фонд. Действующие договоры по ОПС имеют 106 фондов (79,1% имеющих право на эту деятельность), из них 55 – члены НАПФ (88,7%).

20 из 126 фондов, зарегистрировавших свое намерение осуществлять деятельность по ОПС в качестве страховщика, не имеют ни одного договора об ОПС, при этом 15 из них получили право участвовать в ОПС уже более 2 лет назад.

Функции договора НПО

Негосударственный фонд пенсионного обеспечения выполняет следующие функции:

  • заключает договоры пенсионного обеспечения;
  • оформляет индивидуальные планы вкладчиков;
  • аккумулирует вложенные средства;
  • формирует резервный фонд;
  • инвестирует вложенные средства в высокодоходные проекты;
  • заключает договоры с управляющими компаниями;
  • принимает меры по сохранности вверенных финансовых средств;
  • осуществляет выплаты в указанные в договоре сроки;
  • гарантирует сохранность и выплату средств при форс-мажорных обстоятельствах.

Это можно рассматривать как основные функции фонда. Вся остальная деятельность фонда регламентируется его уставом и законодательными актами РФ.

Заключение

Сегодня уже никто не сомневается, что негосударственное пенсионное обеспечение себя оправдывает и будет дальше развиваться. Особенно актуальна такая система для лиц с нестабильными источниками дохода и работникам творческих профессий. Индивидуальный пенсионный капитал позволит человеку, который находится на пике своих возможностей, подготовить финансовую базу на тот случай, когда сумма доходов резко упадёт. Про накопительную пенсию читайте тут.

Сушность и значение негосударственных пенсионных фондов

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

1) обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и согласовываться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения;

2) иметь как установленные выплаты, так и установленные взносы, являться солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа;

3) финансироваться как за счет взносов работодателя, так с участием работников;

4) иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов — актуарный баланс.

Самой распространенной в Российской Федерации формой негосударственного пенсионного обеспечения на данный момент является негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

НПФ являются страховщиками, формирующими пенсионные накопления и выплачивающими накопительную пенсию. В этой связи хотелось бы обратить внимание на Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О негосударственных пенсионных фондах” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Основной массив изменений затронул именно Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах”.

НПФ – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Исключительными видами деятельности НПФ являются деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельность в качестве страховщика по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению.

В настоящее время все НПФ в РФ созданы и осуществляют свою деятельность в форме некоммерческих организаций унитарного характера. Руководство деятельностью НПФ в таких условиях обеспечивается учредителями посредством участия в совете НПФ, являющемся высшим органом его управления.

– во-первых, функцию сбережения и накопления средств и

– во-вторых, защитную функцию.

Сбережение и накопление средств происходит по тому же принципу, что и на условиях банковского вклада.

Защита означает, что при наступлении определенного события (потеря трудоспособности, инвалидности, смерти, достижение возраста 80 лет и т.п.) лицо может быть уверено в своем источнике дохода.

Основной целью создания и деятельности НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение граждан – участников Фонда в форме выплаты им негосударственных пенсий, страхование по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.

– разрабатывает правила фонда;

– заключает пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем;

– аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;

– ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;

– ведет пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”;

– ведет пенсионные счета профессиональных пенсионных систем;

– информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;

– заключает договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда;

– определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;

– формирует имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, и инвестирует составляющие его активы;

– формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы;

– организует инвестирование средств пенсионных накоплений;

– заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

– рассматривает отчеты управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;

– расторгает договоры с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием;

– принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;

– ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;

– ведет обособленный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;

– осуществляет актуарные расчеты;

– производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;

– производит назначение и осуществляет выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;

– производит назначение и осуществляет выплаты профессиональных пенсий;

– осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам (их правопреемникам) или перевод выкупных сумм в другой фонд, перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации, а также перевод средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с уведомлением Пенсионного фонда Российской Федерации о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии или в случае смерти застрахованного лица;

– принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;

– предоставляет информацию о своей деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;

– осуществляет иные функции для обеспечения уставной деятельности фонда.

При подготовке Стратегии развития пенсионной системы отмечалось, что нарастают риски, связанные с недостаточной финансовой устойчивостью НПФ. Отсутствуют источники и механизм обеспечения сохранности пенсионных накоплений, в том числе с учетом их возрастающих объемов. Некоммерческий унитарный характер НПФ привносит в сферу негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования целый ряд существенных проблем.

Одной из таких проблем является проблема привлечения в НПФ дополнительного финансирования. Из-за некоммерческого характера НПФ такое финансирование не может быть привлечено на рынке капитала с использованием цивилизованных и легитимных форм взаимодействия с инвесторами. Основным источником дополнительного финансирования являются взносы учредителей НПФ в имущество, предназначенное для обеспечения его уставной деятельности. Специалисты отмечали, что подобная форма финансирования не может быть признана ни стабильной, ни оптимальной.

Организационно-правовая форма НПФ как некоммерческих организаций не соответствует содержанию их деятельности, связанной с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений. Такая деятельность имеет все признаки коммерческой (предпринимательской) деятельности на финансовом рынке.

Основной обязанностью НПФ является получение прибыли в интересах участников и застрахованных лиц, а не в целях обеспечения уставной деятельности. Коммерческая составляющая в деятельности НПФ первична. А выплата пенсий – это не сама деятельность НПФ, а лишь применение ее результатов. Расходование полученной прибыли на выполнение пенсионных обязательств является безусловным приоритетом в деятельности любых НПФ.

С учетом этого Законом N 410-ФЗ заложены правовые основы создания новых НПФ в форме акционерных обществ, а также возможность преобразования действующих НПФ в форме некоммерческих организаций в акционерные НПФ.

В течение 2014 г. все НПФ должны пройти проверку Банка России и акционироваться. Те НПФ, которые не смогут выполнить условия акционирования, должны быть реорганизованы или ликвидированы.

Лица, перед которыми такие фонды имеют обязательства, возникшие из договоров об обязательном пенсионном страховании, вправе перейти в другой фонд или вернуться в ПФР с передачей средств пенсионных накоплений. Размер передаваемых средств определен п. 2 ст. 36.6 Закона N 75-ФЗ и составляет сумму пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии соответствующего застрахованного лица.

Лица, застрахованные в рамках добровольного пенсионного страхования в реорганизуемых (ликвидируемых) фондах, вправе потребовать досрочного прекращения обязательств и выплаты им выкупной суммы или перевода ее в другой фонд по выбору. Это возможно в том случае, если возможность выплаты выкупной суммы или перевода ее в другой фонд при расторжении договора прямо предусмотрена пенсионным договором и пенсионными правилами фонда. Размер выкупной суммы определяется в соответствии с пенсионным договором и пенсионными правилами фонда.

В дальнейшем для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед застрахованными лицами по договорам об обязательном пенсионном страховании НПФ обязан будет создавать резерв по обязательному пенсионному страхованию.

Adblock detector